РЕЗОЛЮЦИЯ

III Всероссийской научно-практической конференции

«Саморегулирование в строительном комплексе: повседневная практика и законодательство».

13 сентября 2012 года

 

Выслушав доклады участников конференции, посвященные актуальным проблемам системы ценообразования в строительной отрасли; проблемам обеспечения строительного комплекса России квалифицированными рабочими кадрами; актуальным вопросам обеспечения имущественной ответственности организаций строительного комплекса; актуальным проблемам в сфере исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности при создании и использовании архитектурных проектов, участники Конференции приняли решение об обращении в органы государственной власти, обладающие правом законодательной инициативы, а так же в национальные объединения саморегулируемых организаций в области строительства, проектирования, инженерных изысканий с целью оптимизации и приведения в соответствие действующих нормативных и подзаконных актов, регулирующих деятельность в области строительства, проектирования и инженерных изысканий объектов капитального строительства с учетом мнения практикующих специалистов.

 

Тематическая секция №2

 «Актуальные вопросы системы ценообразования в строительной отрасли. Государственный и частный сектор. Пришло ли время для сближения?»

 

Участники круглого стола, обсудив наиболее актуальные вопросы ценообразования в строительной деятельности, отметили следующее:

Сегодня в условиях саморегулирования решение актуальных вопросов ценообразования в строительстве и совершенствование системы сметного нормирования являются одними из приоритетных направлений развития инвестиционно-строительного комплекса и несут в себе потенциал для дальнейшего рыночного развития экономики.

Политика ценообразования в строительстве, с одной стороны, исходит из общих для всех отраслей принципов ценообразования, а с другой стороны, механизм ценообразования в строительстве имеет специфические особенности:

а) многообразие строительной продукции. Каждый объект строительства имеет свои особенности, т.е. в какой-то мере неповторим. Любой строительный объект, даже построенный по  типовому  проекту, имеет свою индивидуальную цену. В особенности это касается объектов культурного наследия, которые являются уникальными по своему определению, а кроме того, деятельность по их сохранению может вестись с использованием большого количества различных технологий; 

б) длительность производственного цикла строительства. Это, прежде всего, связано с тем, что в условиях инфляции стоимость строительства, определенная на этапе проектирования, может не совпадать с фактической. Эта же особенность заставляет всех заинтересованных участников инвестиционного процесса учитывать фактор времени при формировании цены на строительную продукцию;

в) высокая степень материалоемкости строительной продукции, что обусловливает необходимость систематически отслеживать цены на строительные материалы и проводить анализ изменения  цен и их влияния на себестоимость, а, следовательно, и на цену строительной продукции;

г) одновременное участие в формировании цены на строительную продукцию нескольких контрагентов инвестиционного проекта: проектировщик, заказчик и подрядчик;

д) большое количество трудноизмеримого уникального ручного труда в процессе деятельности по реставрации объектов культурного наследия.

За прошедшие два десятилетия в строительстве произошли коренные преобразования, связанные как изменением экономических отношений, так и с пересмотром архитектурно-планировочных и конструктивно-технологических решений зданий и сооружений. Следует также отметить и ряд факторов, определяющих развитие  строительной  отрасли:

  • изменение структуры источников инвестиций, особенно в жилищном строительстве, где на первое место вышли средства частных инвесторов;
  • изменение самой структуры строительно-монтажных организаций, в основном за счет разукрупнения. С другой стороны, в последние годы наметилась тенденция к объединению компаний в холдинги, целью которых является создание в рамках единого управления законченных комплексов предприятий, способных реализовывать инвестиционно-строительные проекты, начиная с вопросов экономической оценки и проектирования, строительства, производства строительных материалов, заканчивая реализацией объектов недвижимости или их последующей эксплуатацией;
  • техническое перевооружение производственной базы, особенно на предприятиях производства строительных материалов, изделий и конструкций, а также специализированных подрядных организаций;
  • широкое внедрение системы подрядных торгов, уход от распределительной системы ресурсов к реальной конкуренции на рынке подрядных работ и товарных рынках.

Особую роль в инвестиционно-строительной деятельности занимает новое ценообразование и сметное нормирование.

Стало очевидно, что существующая система ценообразования не в полной мере пригодна для рыночных отношений. К недостаткам можно отнести следующие моменты:

  • недостаточно достоверное определение норм затрат труда и размера оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов (использованы преимущественно статистические данные) при формировании сметных норм;
  • снижение доли заработной платы в структуре сметной стоимости (не покрываются реальные расходы на оплату труда);
  • недостаточно достоверное определение норм затрат на машины и механизмы (использованы данные, относящиеся к низкопроизводительной техники отечественного образца) при формировании сметных норм, а также реальные затраты на перевозку материалов;
  • по некоторым видам строительно-монтажных работ при использовании сметно-нормативной базы 2001 г. рост сметной стоимости отражен недостоверно. Отсутствует региональная привязка, что по-прежнему не позволяет покрывать реальные расходы предприятий;
  • допущено много недочетов при составлении государственных элементных сметных норм (ГЭСН), например, в ряде расценок учтены не все используемые при работах материалы;
  • отражаемая Минэкономразвития инфляционная составляющая имеет более тенденциозный, конъюнктурный характер, нежели реальный.

Участники круглого стола выступили с инициативами по выполнению следующих мероприятий:

  1. Несомненно, подходы к ценообразованию в строительной и реставрационной  деятельности требуют пересмотра и попытки приведения к единым точкам зрения, как в государственном секторе, так и в частном. Отраслевые министерства, разрабатывающие собственные нормативы, также приглашаются к активному диалогу по данному вопросу. Кроме того, им следует привлекать к их разработке и обсуждению максимально широкий круг представителей профессионального строительного сообщества и экспертов в области строительного образования, как такового.
  2. Разработчикам нормативов следует учесть текущее состояние дел в строительной отрасли, а именно: использование современной  строительной техники, активное внедрение новых технологий, а следовательно, и новых  материалов.
  3. Кроме того, необходимо откорректировать существующие  нормативы, с учетом современного состояния строительства (или разработать новую единую концепцию для всех участников строительного комплекса (бюджет и внебюджет)).
  4. Рекомендовать саморегулируемым организациям строителей активнее принимать участие в  разработке новых подходов в системе ценообразования в строительстве (в государственном и частном секторе), рассмотрении проектов государственных сметных нормативов, направлять свои замечания и предложения.
  5. Рекомендовать НОСТРОЙ организовать разработку концепции реформирования системы ценообразования в строительной отрасли и провести работу с отраслевыми министерствами с тем, чтобы обеспечить участие представителей профессионального строительного сообщества в процессе разработки их сметных нормативов.

 

Тематическая секция №3

«Обеспечение строительного комплекса России квалифицированными рабочими кадрами – одно из перспективных направлений развития конкурентоспособности в условиях вступления в ВТО»

 

Подводя итоги работы круглого стола «Обеспечение строительного комплекса России квалифицированными рабочими кадрами - одно из перспективных направлений развития конкурентоспособности в условиях вступления в ВТО», его участники считают необходимым сформулировать и довести до сведения строительного бизнес-сообщества свое мнение по следующим вопросам:

Среди всех отраслей индустриального комплекса России строительство традиционно играет ведущую роль. На сегодняшний день строительная отрасль является одним из наиболее важных направлений экономики Российской Федерации, локомотивом ее развития. Рост отечественной индустрии немыслим без существенного увеличения объемов капитального строительства. Текущей задачей сегодняшнего дня является дальнейшее развитие строительной отрасли, обеспечивающее достижение ее максимальной эффективности и общественной пользы.

 Исключительно важным является правильное определение приоритетов в развитии строительной отрасли - таким образом, чтобы эффект развития данного института максимально соответствовал интересам всех заинтересованных лиц. Отчетливо осознавая современные реалии развития строительной отрасли и ее наиболее актуальные проблемы, в качестве одного из своих приоритетных направлений деятельности на 2012-2013 г.г. Национальное объединение строителей провозгласило совершенствование систем подготовки кадров для строительной отрасли и подтверждения квалификации специалистов.

Активизация работы Национального объединения строителей в данном направлении позволяет полноценно использовать потенциал системы саморегулирования для разработки и реализации комплекса мер, направленных на удовлетворение потребностей строительной отрасли в высококвалифицированных рабочих кадрах. С учетом очевидного объема и масштаба вопросов, требующих незамедлительного решения, участники круглого стола приветствуют создание и начало работы самостоятельного Комитета по развитию системы подготовки рабочих кадров Национального объединения строителей.

В соответствии с требованиями действующего законодательства основной целью саморегулируемых организаций в области строительства является повышение качества и безопасности работ. Указанная цель приобретает особую актуальность в условиях состоявшегося вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

 Для профессионального сообщества очевидно, что глобальная задача повышения качества строительных работ не может быть разрешена в отсутствие современной, инновационной и технологичной системы подготовки рабочих кадров. Данные вопросы неоднократно поднимались на всех уровнях, включая федеральный, и нашли наиболее яркое отражение в выступлении Председателя Правительства РФ В.В.Путина во время совещания 23 декабря 2011 года в г.Санкт-Петербурге по вопросам подготовки квалифицированных рабочих кадров, в соответствующих поручениях, данных им министерствам и ведомствам, а также в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

По мнению участников круглого стола, первоочередными и наиболее актуальными задачами развития системы подготовки квалифицированных рабочих кадров на ближайшую перспективу являются:

Формирование полноценной системы профессиональных стандартов рабочих строительных профессий, предполагающих составление перечня рабочих профессий (обновленный классификатор), определение самой профессии либо вида профессиональной деятельности в качестве единицы профстандарта, описание трудовой функции, требований к профессиональным знаниям, умениям и навыкам, т.е. компетенции по профессиям, уровням профессионального образования, а также к опыту работы. Разработка профессиональных стандартов для рабочих в строительстве влечет за собой необходимость разработки полноценной отраслевой рамки квалификаций. На сегодня сообщество, уставшее от ожидания, приступает к работе над профстандартами «кустовым» методом - свои собственные локальные стандарты профессиональной деятельности имеют уже кровельщики и сварщики. Это говорит, с одной стороны, о чрезвычайной востребованности самого процесса в профессиональном сообществе, а с другой стороны - о необходимости уберечь отрасль от множественности подходов к методическим процессам, о необходимости централизации разработки столь важных документов. Нельзя забывать, что именно профессиональные стандарты призваны стать основой для разработки образовательных стандартов - то есть стать связующим звеном между образованием и реальными навыками и умениями, между теорией и практикой. Не вызывает сомнения, что именно Комитет НОСТРОЙ по развитию системы подготовки рабочих кадров, провозгласивший разработку профстандартов в качестве одного из основных направлений своей деятельности, должен стать лидером данного процесса для всей отрасли - как в вопросах методики, так и в вопросах непосредственной разработки и внедрения стандартов.

С вопросами разработки профессиональных стандартов неразрывно связано внедрение системы оценки и сертификации квалификации рабочих строительных профессий, создание центров по сертификации. Такая система позволит идентифицировать профессию и уровень квалификации рабочих на соответствие требованиям профессиональных стандартов. Основой процедуры сертификации является проверка знаний и практических навыков рабочего, по итогам которого делаются выводы об уровне его квалификации. По результатам такой проверки работник подтверждает заявленную квалификацию, кроме того, работодатель может принять решение о повышении квалификации работника. Представляется, что работодатель, использующий труд сертифицированных рабочих, заведомо будет иметь как имиджевые, так и производственные преимущества в глазах контрагентов и партнеров по бизнесу, будет застрахован от порчи материалов, необходимости замены и поиска новых строительных бригад.

Особое место в системе задач по развитию системы подготовки квалифицированных рабочих кадров занимает создание ресурсных центров нового поколения под эгидой Национального объединения строителей. В качестве таких центров должны рассматриваться учебные заведения, концентрирующее интеллектуальные, методические и технические ресурсы для обеспечения учащихся теоретическими знаниями и практическими навыками работы с современными технологиями и материалами. Ресурсные центры должны объединить наилучшие образовательные программы и технологии, передовую материально-техническую базу, самый квалифицированный преподавательский состав. Их ключевое предназначение - восполнить в рамках строительной отрасли дефицит кадров именно в части высококвалифицированной рабочей силы, обеспечить подготовку профессиональной элиты. При этом ресурсные центры должны быть способны гибко реагировать на потребности отрасли в рабочих кадрах с учетом потребностей каждого конкретного региона.

Системного подхода требует и работа по совершенствованию действующего законодательства в области развития системы подготовки рабочих кадров. В действующих редакциях Трудового кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации и федеральных законов не в полной мере отражены положения, устанавливающие профессионально-квалификационные требования к участникам хозяйственной деятельности, не предусмотрены профессиональные стандарты (отсутствует даже их понятие как таковое), не установлены рамки квалификаций и, соответственно, не предусмотрена система оценки или подтверждения квалификаций, значение которых для строительной отрасли весьма существенно. Явно оставляет желать лучшего и уровень гармонизации российских нормативно-квалификационных документов с международными требованиями. Последнее обстоятельство значительно осложняет возможности для выхода российских строительных компаний на рынки стран-партнеров по ВТО, снижает их конкурентоспособность на международной арене.

Самое серьезное внимание должно быть уделено вопросам повышения престижа рабочих строительных специальностей. Для данных целей чрезвычайно полезным, актуальным и значимым является проведение конкурсов профессионального мастерства для специалистов строительной сферы - таких, как Всероссийский конкурс профессионального мастерства «СТРОЙМАСТЕР», ежегодно организуемый Национальным объединением строителей. Подобные конкурсы, проводимые на любом уровне, неизменно содействуют улучшению качества выполняемых работ, стимулированию рабочих, привлечению в строительство молодых кадров и их активному вовлечению в жизнь строительной отрасли. В текущем году Национальный конкурс «СТРОЙМАСТЕР» вышел на новый, действительно массовый общенациональный уровень. Но и это не предел. На повестке дня - освоение новых инновационных подходов к организации конкурсов и использование передового мирового опыта их проведения.

Вхождение Российской Федерации в мировое образовательное пространство сопровождается заметными изменениями в педагогической теории и практике. Реализуются целевые программы по развитию российского образования, Приоритетный национальный проект «Образование», разрабатываются новые образовательные стандарты, основанные на профессиональных компетенциях, укрепляется партнерство учреждений профессионального образования с работодателями. Процессы модернизации строительного производства, обновления материально-технической базы отрасли идут рука об руку с вопросами повышения престижа рабочих специальностей и привлечения работников нового формата - как две стороны одной медали.

Вместе с тем, наблюдается запаздывающая реакция учреждений всех видов профессионального образования на происходящие в новой экономике преобразования. Качество и структура подготовки выпускников учреждений профессионального образования не отвечает требованиям новой экономики (особенно в условиях кризиса), на рынке труда более 80% вакансий предназначены для рабочих, а удельный вес выпускников, осваивающих такие профессии, составляет лишь 30% от общего количества выпускников. В Российской Федерации, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой, качество рабочей силы становится критическим. Более 50% работников, занятых в отраслях экономики, являются работниками простого, неквалифицированного труда. В этих условиях подготовка высокопрофессиональных кадров должна стать приоритетом экономической и социальной политики государства и работодателей, наиболее эффективным путем обеспечения высокого качества рабочей силы.

Наиболее ярким образцом внедрения и реализации профессиональной ориентации на межгосударственном, глобальном уровне, является международное движение WorldSkills International (WSI). Участниками движения являются такие развитые страны как США, Германия, Канада, Швейцария, Франция, Япония, Великобритания – более 60 участников, с 2012 года в движение вступила и Россия. Чемпионаты Мира, Европы, Америки WorldSkills International собирают сотни команд и тысячи участников.

В рамках своей деятельности WSI способствует обмену идеями и опытом на мировом уровне в области профессионального образования путем проведения семинаров, совещаний и соревнований. Соревнования WSI позиционируются как главное мировое событие для популяризации рабочих профессий и повышения их статуса.

С мая 2012 года Российская Федерация является членом международного движения WorldSkills, (национальный оператор WSI- Фонд «Образование – обществу»). Учитывая актуальность данного события, на заседании Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов 3 мая 2012г. под председательством Президента России В.В. Путина, Министерству образования и науки РФ было рекомендовано разработать методическое обеспечение проведения национального чемпионата рабочих профессий WorldSkills в России, а органам исполнительной власти субъектов РФ при проведении конкурсов профессионального мастерства рекомендовано использовать стандарты WorldSkills Russia.

В настоящий момент идет формирование движения WorldSkills Russia: с Министерством образования и науки РФ согласована концепция движения, в регионах Российской Федерации создаются региональные координационные центры, на базе которых будут проводиться мероприятия WorldSkills Russia.

До окончания 2012 года в России состоится первый национальный чемпионат, в следующем году делегация нашей страны примет участие в международной олимпиаде в Лейпциге. Национальное объединение строителей не может оставаться на обочине этого движения. В связи с этим, чрезвычайно актуальным является вопрос скорейшего заключения соглашения о сотрудничестве между НОСТРОЙ и WSI, открывающее возможности для полноценных партнерских отношений и участия на качественно новом уровне в серьезных международных проектах.

В рамках данного направления участники круглого стола также считают необходимым развивать и расширять стипендиальную программу, инициированную рядом московских СРО в 2011 году. Данная программа должна быть распространена во всех без исключения регионах и получить достойное финансирование на постоянной основе непосредственно от Национального объединения строителей.

Трудно переоценить роль строительной сферы в реализации экономических планов государства. В экономике РФ существует порядка 70 миллионов рабочих мест, из них более 4 миллионов в сфере строительства. Исследования специалистов в сфере занятости свидетельствуют о том, что каждое созданное рабочее место в строительстве прямо или косвенно способствует созданию до 20-25 рабочих мест в смежных отраслях - производстве строительных материалов, транспорте, жилищно-коммунальном хозяйстве, сфере услуг. Это позволяет говорить о том, что масштабная модернизация рабочих мест в строительстве способна стать катализатором аналогичного процесса в ряде других отраслей экономики. При этом ликвидация неэффективной занятости и создание новых высокопроизводительных рабочих мест, безусловно, будут способствовать и росту объемов строительства, и кардинальному повышению его качества. В условиях членства нашей страны в ВТО вопрос конкуренции на рынке рабочей силы между неквалифицированным миграционным потоком и внутренним отечественным ресурсом будет неизбежно обостряться. Задача профессионального сообщества - обеспечить последнему мощное конкурентное преимущество в виде четкой и отлаженной системы подготовки рабочих кадров высочайшей квалификации. Не вызывает сомнений, что уровень профессиональной подготовки кад­ров имеет ключевое значение как для подъема строительной отрасли России, так и для ее вхождения в ми­ровой строительный рынок - широкие возможности для этого предоставлены российской экономике благодаря членству в ВТО.

Определение стандартов и повышение качества подготов­ки строителей-рабочих, приведение в со­ответствие структуры подготовки кадров с реальными потребностя­ми строительной отрасли, развитие материально-технической базы учеб­ных заведений, формирование и развитие системы учебных (ресурсных) центров нового типа, а также обеспечение повышения престижа рабочих профессий в настоящее время невозможны без создания системы участия всех заинтересованных сторон в процессе подготовки кадров, без привлечения материальных и финансовых ресур­сов бизнес-структур в сферу непосредственной подготовки рабочих кадров.

Глобальная задача повышения качества строительных работ может быть разрешена только путем объединения совместных усилий на федеральном и региональном уровнях - работодателей, учебных заведений, профессиональных союзов, общественных организаций и объединений при поддержке органов местного самоуправления и иных органов власти всех уровней.

 

Тематическая секция № 4

«Обеспечение имущественной ответственности организаций строительного комплекса»

 

В ходе работы тематической секции участники Конференции обсудили актуальные вопросы, связанные с обеспечением имущественной ответственности организаций строительного комплекса.

Участниками были проанализированы изменения в законодательстве в части регулирования вопросов, посвященных ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по проектированию и строительству, в том числе в связи с принятием новой редакции статьи 60 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ), вступающей в силу с 01 июля 2013 года. Рассмотрены вопросы, касающиеся отдельных аспектов функционирования новой системы ответственности за причинение указанного вреда. В частности участники обсудили вопросы разграничения ответственности в случае причинения вреда личности или имуществу работников лиц, выполняющих соответствующие работы, и работников иных лиц, проблемы применения отдельных положений действующего законодательства при введении новой системы ответственности за причиненный вред.

Кроме того, участниками конференции было уделено особое внимание использованию механизмов страхования с целью защиты имущественных интересов предприятий строительного комплекса. В первую очередь это связано с возможными проблемами страхования ответственности членов саморегулируемых организаций в части регрессных обязательств перед лицами, возместившими вред, причиненный вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, нарушения требований безопасности при строительстве, требований к безопасной эксплуатации здания, а также выплатившими компенсацию сверх возмещения вреда в размере, установленном новой редакцией части 1 статьи 60 ГрК РФ. Также рассмотрены актуальные вопросы страхования ответственности работодателя в части страхования от несчастных случаев.

Помимо указанных вопросов участники конференции ознакомились со статистикой случаев причинения вреда жизни или здоровью работников строительных организаций и третьих лиц, проблематикой расследования таких случаев.

В ходе обсуждения участниками Конференции было отмечено следующее:

1) Новая редакция статьи 60 ГрК РФ, вступающая в действие с 1 июля 2013 года, предусматривает принципиально иную, нежели в настоящий момент, систему ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие причин, связанных со строительством или эксплуатацией зданий и сооружений. Указанная система наряду с очевидно положительными изменениями, призванными упростить получение необходимого возмещения потерпевшими, требует определенной доработки ввиду несогласованности новых норм ГрК РФ с действующим законодательством;

2) Введение новой системы ответственности за вред должно повлечь изменение системы страхования членов саморегулируемых организаций: должны быть внесены соответствующие изменения в типовые договоры страхования ответственности и методические рекомендации по организации процесса страхования. При этом среди основных участников взаимодействия (потенциальных страхователей и страховщиков) нет единого мнения по ряду вопросов организации данного процесса;

3) Новая редакция статьи 60 ГрК РФ в значительной степени повышает степень защиты интересов работников строительных и иных организаций в части возмещения вреда, причиненного их личности или имуществу вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;

4) Количество несчастных случаев при осуществлении строительства выше, чем при осуществлении любых других видов экономической деятельности. При этом по состоянию на май 2012 года среднесписочная численность работников, занятых в сфере строительства в Санкт-Петербурге и Ленинградской области составляет более 200 тыс. человек.  

Большинство несчастных случаев на строительных площадках происходит по организационным причинам, которые можно и нужно устранять силами самой строительной организации. К ним относятся недостаточный контроль со стороны ИТР, недостаточная обученность рабочих безопасным методам работы, отсутствуют соглашения по охране труда и т. п. Кроме того, причиной  производственного травматизма зачастую являются неудовлетворительные условия труда, отсутствие современных средств техники безопасности

Тем не менее, статистика учтенных несчастных случаев на производстве свидетельствует о снижении в последние годы их количества на предприятиях Санкт-Петербурга. Немаловажную роль в дальнейшей работе над предупреждением производственного травматизма на строительных площадках могут сыграть и саморегулируемые организации, осуществляя соответствующее информационное обеспечение членов саморегулируемой организации, а также контроль за деятельностью членов СРО.

5) В соответствии с новой системой ответственности за вред, причиненный вследствие причин, связанных со строительством или эксплуатацией зданий и сооружений, вводимой с 1 июля 2013 года, обязанность возместить вред и выплатить компенсацию сверх возмещения вреда возложена в силу закона на лиц, не являющихся причинителями вреда. В связи с тем, что указанные лица приобретают право предъявить регрессные требования в размере возмещенного ими вреда и выплаченной компенсации к лицам, выполнившим работы, вследствие недостатков которых причинен вред, достаточно велика вероятность увеличения попыток злоупотребить доказыванием того, что вред произошел именно вследствие недостатков работ лиц их выполнявших. Таким образом, проблема расследования аварийных ситуаций, возникающих при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, приобретет с вступлением в силу Закона № 337-ФЗ новый масштаб;

По итогам обсуждения участниками Конференции сформулированы следующие рекомендации:

  1. Национальным объединениям строительной отрасли до 1 ноября 2012 года подготовить проект изменений в Градостроительный кодекс РФ, предусматривающих уточнение с 01 июля 2013 г. положений о страховании ответственности членов саморегулируемых организаций таким образом, чтобы обеспечить имущественную ответственность членов саморегулируемых организаций посредством использования механизмов страхования гражданской ответственности в случае предъявления к ним регрессных требований собственниками (концессионерами, застройщиками, техническими заказчиками), возместившими вред в соответствии с новой редакцией статьи 60 ГрК РФ.

Предложить Комитетам по страхованию и финансовым рискам Национальных объединений  обсудить следующие вопросы:

  • возможные поправки в новую редакцию ст.60 ГрК РФ по вопросу изменения солидарной ответственности лиц, указанных в части 5 ст. 60 ГрК РФ, перед лицом, возместившим вред, на субсидиарную ответственность саморегулируемой организации, экспертной организации, Российской Федерации или субъекта РФ, наступающую в случае,  когда для удовлетворения предъявленного регрессного требования недостаточно средств, полученных по договору страхования ответственности и лицо, выполнившее соответствующие работы, отказалось удовлетворить регрессное требование (по аналогии с частью 4 действующей редакции ст. 60 ГрК РФ);
  • возможность законодательного установления срока, по истечении которого лицо, возместившее причиненный вред и не получившее соответствующего возмещения у лица, выполнившего работы, вправе обратиться за возмещением в саморегулируемую организацию.

Направить подготовленный проект изменений в ГрК РФ и настоящую резолюцию в Комитет Государственной Думы РФ по земельным отношениям и строительству.

2) В целях предотвращения аварийных ситуаций необходимо создание на базе Национальных объединений саморегулируемых организаций в области строительства органа по сбору, обобщению и анализу информации о наступивших аварийных ситуациях и имевших место случаях причинения вреда вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Создание такого органа способствовало бы выявлению и обобщению факторов, послуживших допущению недостатков работ, следствием которых и явилось наступление аварийной ситуации. Кроме того, Национальным объединениям саморегулируемых организаций необходимо провести соответствующие мероприятия с участием органов, осуществляющих надзор за безопасностью на строительных площадках, с целью подписания соглашений о взаимодействии.

Конференция приняла решение направить настоящую резолюцию в Национальные объединения саморегулируемых организаций в области строительства;

3) В целях совершенствования механизмов страховой защиты членов саморегулируемых организаций Национальным объединениям саморегулируемых организаций необходимо подготовить методические материалы, содержащие рекомендации членам саморегулируемых в случае наступления аварийной ситуации на строительной площадке, поскольку по статистике страховых компаний средний срок подготовки необходимого комплекта документов в таких случаях составляет более полугода.

 

Тематическая секция № 5

«Результаты интеллектуальной деятельности в проектировании и архитектуре: оформление и правовая защита»

По итогам проведения Круглого стола «Результаты интеллектуальной деятельности в проектировании и архитектуре: оформление и правовая защита», прошедшего 13 сентября 2012 года в Санкт-Петербурге в рамках 3 Всероссийской научно-практической конференции «Саморегулирование в строительном комплексе: повседневная практика и законодательство», участники пришли к следующим выводам.

1) Участники подтверждают актуальность проблем, возникающих в проектном сообществе в сфере исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности при создании и использовании архитектурных проектов. Количество споров о принадлежности исключительных прав на созданные проекты и об их нарушении растет с каждым днем. К сожалению, абсолютное большинство споров приводят к затяжным и дорогостоящим судебным разбирательствам.

2) Участники отмечают не информированность проектировщиков в сфере авторского права. Проектные организации не всегда правильно понимают, что именно в составе проектной документации составляет объект авторского и исключительного права и подлежит правовой защите, каковы источники правового регулирования в данной сфере, какими способами следует защищать нарушенное право. При этом крайне мало информации о том, что проектировщики заблаговременно публикуют подтверждение созданного архитектурного проекта и создают возможность для согласованного повторного коммерческого использования примененных проектов.

3) Вместе с тем, по ряду часто возникающих споров складывается единообразная судебная практика, что дает возможность профессионалам проектного сообщества проводить анализ наиболее актуальных проблем и находить системные способы их решения.

4) Участниками круглого стола признается важность создания благоприятных условий для повторного легального использования архитектурных проектов. На сегодняшний день большинство проектных решений имеют однократное применение, что существенно снижает их коммерческий потенциал. В этой связи участниками признается необходимость поиска решений, создающих возможность для взаимовыгодного многократного использования созданных архитектурных проектов. Такие решения имеют гораздо большую пользу, нежели доведение каждого конкретного конфликтного случая до судебного разбирательства с требованием о взыскании компенсаций и о восстановлении нарушенного исключительного права.

5) Участники круглого стола приветствуют намерение Национального объединения проектировщиков по созданию реестра повторно используемых архитектурных проектов. Такая систематизация информации о созданных проектах создает возможность использования внесенных в реестр проектов в качестве готовых к неоднократному использованию. Это позволит в наибольшей мере соблюсти интересы авторов размещенных проектов, даст возможность законного повторного взаимовыгодного использования их при строительстве и уменьшит риски при государственной и частной экспертизе повторных проектов.

6) Участники признают актуальность проблем, связанных с отсутствием возможности осуществления авторского надзора проектировщиков в процессе реализации выполненной ими проектной документации. Фактически проектировщики часто лишены возможности следить за соблюдением проекта в процессе строительства и, как следствие, оперативно защищать свои интеллектуальные права. Участники признают необходимость законодательного расширения прав проектировщиков и архитекторов в части авторского надзора на стадии реализации проекта.

7) Участники признают важной составляющей частью информационного обеспечения членов НОП размещение на официальном сайте Национального объединения проектировщиков актуальной судебной и арбитражной практики по вопросам разрешения споров об интеллектуальных правах в проектировании и архитектуре (авторское право, исключительное право, патентное право). Включение судебных материалов в новости проектной отрасли будет способствовать повышению информированности проектного сообщества, уменьшению споров в сфере права интеллектуальной собственности.

8) Участники приходят к выводу о необходимости рекомендовать членам саморегулируемых организаций, входящих в состав НОП, применять в заключаемых договорах об изготовлении проектной документации типовые положения раздела о защите интеллектуальных прав проектировщиков. Участники признают, что неполное указание в тексте договора на порядок перехода исключительного права, на перечень передаваемых полномочий, на порядок осуществления авторского надзора, часто приводит к затяжным спорам. В связи с этим данный вопрос предлагается рассмотреть Национальному объединению проектировщиков в целях выработки единого типового, рекомендованного для всех членов проектных СРО положения об интеллектуальных правах, которое может быть включено в текст договора.

9) По результатам обсуждения поднятых тем участники соглашаются с необходимостью разъяснять проектировщикам и архитекторам, что правовой защите  по действующему законодательству РФ подлежит не только нематериальный объект – архитектурная концепция, которой придана некая объективная форма (архитектурный проект), но также и техническая часть проектной документации. В частности, она (или её составные части) может охраняться нормами патентного права как изобретение, полезная модель или промышленный образец.

10) Участники круглого стола признали необходимым разработать стратегию национальных объединений в области строительства по развитию проектно-строительного комплекса РФ и саморегулирования включающую:

- системный анализ нормативной и правовой базы;

- SWOT анализ влияния вступления России в ВТО на проектно-строительный комплекс;

- стандарт профессиональной деятельности специалистов и рабочих строительной отрасли;

- развитие системы технического регулирования;

- факторы развития проектно-строительного комплекса и влияние на темпы развития экономики России;

- развитие института саморегулирования в проектно-строительном комплексе, как элемента институциональной матрицы России;

- стратегии развития проектно-строительных комплексов субъектов Российской Федерации, отдельных СРО, проектных и строительных организаций;

- основные направления развития проектно-строительного комплекса России и саморегулирования.