РЕЗОЛЮЦИЯ

научно-практической конференции

«Саморегулирование в строительном комплексе:

повседневная практика и законодательство»

16 сентября 2010 года

 

Выслушав доклады участников конференции, посвященные проблемам реализации Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» с учетом изменений, внесенных Приказом Минрегиона России от 23.06.2010 № 294; реализации последних изменений в Градостроительном кодексе РФ; особенностям и первым результатам контрольных мероприятий и дисциплинарной практики в отношении членов СРО; актуальным проблемам обеспечения имущественной ответственности членов СРО; вопросам, подлежащим разрешению для надлежащего нормативно-правового урегулирования отношений, связанных с выдачей членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования энергетических паспортов, а также направлением копий указанных паспортов саморегулируемыми организациями в Минэнерго; вопросам, связанным с подготовкой строительных кадров, участники Конференции приняли решение об обращении в органы государственной власти, обладающие правом законодательной инициативы, с целью оптимизации и приведения в соответствие действующих нормативных и подзаконных актов, регулирующих деятельность в области строительства, проектирования и инженерных изысканий объектов капитального строительства с учетом мнения практикующих специалистов.

 

  1. Саморегулирование в строительстве: правовые проблемы и пути их решения

 

В Приказе Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее – «Приказ») содержится сноска, устанавливающая требование о том, что виды и группы работ, отмеченные в Приказе знаком «звездочка», «требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации». Статья 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет перечень объектов, относимых к особо опасным, технически сложным и уникальным. Тем самым вышеуказанная норма Приказа, ссылаясь на требование Градостроительного кодекса, определяет перечень видов и групп работ, для выполнения которых на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, требуется получение свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Вместе с тем, рассматриваемый нормативный правовой акт оставляет открытым вопрос о том, требуется ли получение свидетельств о допуске в случае выполнения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) работ на объектах, не указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На основании вышесказанного, представляется возможным сделать вывод о том, что по рассматриваемому вопросу в законодательстве РФ имеет место пробел, приводящий к неверному толкованию вышеуказанной нормы Приказа юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися членами саморегулируемых организаций, и многочисленным вопросам с их стороны.

Тем самым, представляется необходимым установить в Приказе норму, допускающую однозначное толкование вопроса о том, требуется ли для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей получение свидетельства о допуске для выполнения работ, не указанных  в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На основании вышесказанного, предлагается включить в Приказ норму следующего содержания, дополнив вышеприведенную сноску Приказа следующим положением: «При выполнении указанных видов и групп работ на объектах, не перечисленных в  48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, получение свидетельства о допуске к работам, которые оказывают на безопасность объектов капитального строительства, не требуется».   

Вышеизложенные предложения направить в Министерство регионального развития Российской Федерации.

 

Пункт 9 статьи 55.5. Градостроительного кодекса РФ относит установление минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов, с учетом технической сложности и потенциальной опасности таких объектов к компетенции Правительства РФ. Так, 03 февраля 2010 года было принято Постановление Правительства РФ № 48 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов» (далее – «Постановление Правительства № 48»).

Рассматриваемый нормативный правовой акт устанавливает минимально необходимые требования к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам, связанным со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов, по отношению:

- к работам, связанным со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов;

- к работам, связанным с подготовкой проектной документации для строительства, реконструкции и капитального ремонта особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов;

- к работам, связанным с инженерными изысканиями в целях подготовки проектной документации для строительства, реконструкции и капитального ремонта особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов.

Постановление Правительства № 48 устанавливает требования к вышеуказанным видам работ независимо от степени их фактической опасности, сложности и уникальности. Однако толкование норм Приказа Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» позволяет сделать вывод о том, что различные виды работ характеризуются разной степенью опасности, сложности и уникальности. Например, работы по устройству объектов использования атомной энергии (группа 21) являются более опасными и сложными по сравнению с работами по устройству скважин (группа 4). Однако дифференциация видов работ Постановлением Правительства № 48 не учитывается, что на практике приводит к необоснованному установлению излишне высоких требований к работам с менее значительной степенью опасности и сложности и неоправданно низких требований к видам работ с более высокой степенью опасности и сложности. Более того, статья 55.5. Градостроительного кодекса РФ обусловливает необходимость установления требований к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов, технической сложностью и потенциальной опасностью таких объектов. Тем не менее, нормы Постановления Правительства № 48 не учитывают дифференциацию видов работ по степени их опасности, сложности и уникальности. Тем самым, имеет место необходимость внесения изменений в Постановление Правительства № 48 в отношении установления различных требований к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам, связанным со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов, в зависимости от степени фактической опасности, сложности и уникальности определенных видов работ.

Вышеизложенные предложения направить в Правительство Российской Федерации.

 

  1. Контрольные мероприятия и дисциплинарная практика: особенности и первые результаты.

 

Согласно ч.1.1 ст.55.5 Градостроительного кодекса РФ порядок проведения мероприятий по контролю за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, стандартов саморегулируемой организации и правил саморегулирования устанавливаются в Правилах контроля в области саморегулирования. Правила контроля в области саморегулирования в силу прямого указания Градостроительного кодекса являются документом саморегулируемой организации, который саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить.

В целях устранения разночтений в практике различных саморегулируемых организаций унифицированные правила контроля должны детально определить порядок формирования специализированных органов саморегулируемой организации, основания для проведения проверок деятельности членов саморегулируемой организации, прописать порядок проведения таких проверок, их предмет (пределы), условия проведения проверок (порядок и осуществляемые процедуры), перечень информации и документов, которые вправе требовать Контрольная комиссия при проведении камеральных проверок. Указанные вопросы должны также найти свою дополнительную детализацию в Градостроительном кодексе Российской Федерации.

В ст.55.8 Градостроительного кодекса РФ предусмотрен порядок внесения изменений в свидетельство о допуске, в том числе и в случае, когда член саморегулируемой организации намеревается получить Свидетельство о допуске к иным виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Согласно ч.11 ст.55.8 Градостроительного кодекса РФ одним из оснований для отказа во внесении изменений в свидетельство о допуске, в таком случае, является «несоответствие индивидуального предпринимателя или юридического лица требованиям к выдаче свидетельств о допуске». Очевидно, что хоть это прямо и не указано в законе, такое несоответствие может быть выявлено только в ходе проверки деятельности соответствующего лица, в части соблюдения требований к выдаче свидетельств о допуске, осуществляемой Контрольной комиссией саморегулируемой организации. В связи с чем представляется необходимым внести соответствующие изменения в ч.2 ст.55.13 Градостроительного кодекса РФ, дополнив ее содержание после слов «при приеме в члены саморегулируемой организации» словами (через запятую) «при рассмотрении саморегулируемой организацией заявлений от своих членов  о внесении изменений в свидетельства о допуске, в случае когда член саморегулируемой организации намеревается получить свидетельство о допуске к иным виду или видам работ», и далее по тексту без изменений. Вышеизложенные предложения направить в НОСТРОЙ, а также в Комитет Государственной Думы РФ по строительству и земельным отношениям.

В соответствии с частью 4 статьи 5515 Градостроительного кодекса Российской Федерации  приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ допускается в случае несоблюдения членом саморегулируемой организации требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций на период до устранения выявленных нарушений, но не более чем на шестьдесят календарных дней.

В этот период член саморегулируемой организации вправе выполнять самостоятельно из числа указанных работ только работы, необходимые для устранения выявленных нарушений, и обязан уведомить об их устранении саморегулируемую организацию, которая в срок не позднее чем в течение десяти рабочих дней со дня уведомления обязана осуществить проверку результатов устранения выявленных нарушений и принять решение о возобновлении действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ либо об отказе в таком возобновлении с указанием причин принятия этого решения.

При этом согласно пункту 3 части 15 статьи 558 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие свидетельства о допуске к работам прекращается по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в случае неустранения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в установленный срок в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5515 Градостроительного кодекса Российской Федерации выявленных нарушений, если действие свидетельства о допуске индивидуального предпринимателя или юридического лица к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, приостановлено.

Вместе с тем, исходя из буквального смысла  части 4 статьи 5515 Градостроительного кодекса Российской Федерации, член саморегулируемой организации, в отношении которого применена мера дисциплинарного воздействия в форме приостановления действия свидетельства о допуске, вправе уведомить саморегулируемую организацию  об устранении нарушений и представить соответствующие документы в любой момент в течение срока, на который было приостановлено действие свидетельства о допуске. Таким образом, в течение указанного срока постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации не вправе принимать решение о прекращении действия свидетельства о допуске.

В то же время, принимать соответствующее решение по истечении установленного срока приостановления действия свидетельства о допуске, также недопустимо, поскольку это означало бы, что действие свидетельства возобновляется в силу истечения срока, на который действие данного свидетельства было приостановлено (даже при том, что нарушения устранены не были), а затем по прошествии некоторого периода то же свидетельство о допуске прекращает свое действие.

В связи с изложенным, представляется необходимым изменить редакцию части 4 статьи 5515 Градостроительного кодекса Российской Федерации, установив, что свидетельство о допуске может быть приостановлено до устранения нарушений, при этом срок устранения данных нарушений не может превышать 60 дней, а возобновление действия свидетельства о допуске осуществляется тем же органом, который принимал решение о его приостановлении.

Вышеизложенные предложения направить в Комитет Государственной Думы РФ по строительству и земельным отношениям.

 

  1. Обеспечение имущественной ответственности членов СРО

 

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» к способам обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации относятся:

1) создание системы личного и (или) коллективного страхования;

2) формирование компенсационного фонда.

Учитывая, что обеспечение имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций является одной из основных целей учреждения института саморегулирования в целом, вполне оправданной представляется позиция, согласно которой свидетельство о допуске к осуществлению соответствующей профессиональной деятельности выдается члену саморегулируемой организации после того, как данным лицом предприняты необходимые меры для обеспечения своей имущественной ответственности.

В главе 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодатель частично учел приведенную выше позицию, установив в части 6 статьи 556 требование о том, что лицу, принятому в члены саморегулируемой организации, выдается свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 554 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если саморегулируемая организация предъявляет требование к страхованию ответственности своих членов, размер взноса в компенсационный фонд такой саморегулируемой организации может быть снижен.

В то же время, действующая редакция части 6 статьи 556 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусматривает обязанности члена саморегулируемой организации, предъявляющей требования к страхованию ответственности своих членов, застраховать свою ответственность до получения свидетельства о допуске и, соответственно, не обусловливает выдачу свидетельства о допуске предварительным заключением договора страхования ответственности лица, получающего такое свидетельство.

В связи с изложенным считаем необходимым дополнить часть 6 статьи 556 Градостроительного кодекса Российской Федерации словами «, а в случае, если саморегулируемой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, также после заключения надлежащего договора страхования».

Вышеизложенные предложения направить в Комитет Государственной Думы РФ по строительству и земельным отношениям.

 

  1. Энергоэффективность в строительстве

 

Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) установлено, что по результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Частями 7 и 8 статьи 15 Закона об энергосбережении установлены требования, согласно которым

- энергетический паспорт должен содержать определенную информацию,

- энергетический паспорт должен соответствовать требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минэнерго России).

Указанные требования (в том числе требования к форме и содержанию энергетического паспорта) установлены Приказом Минэнерго № 182 от 19 апреля 2010 г. «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования».

В целях обеспечения установленной Законом об энергосбережении обязанности саморегулируемой организации в области энергетического обследования один раз в три месяца направлять в Минэнерго России копии энергетических паспортов, составленные членами саморегулируемой организации, указанным выше Приказом Минэнерго установлены Правила направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в Министерство энергетики Российской Федерации (далее – Правила).

Правилами предусмотрены:

- десятидневный срок рассмотрения направленной саморегулируемой организацией копии энергетического паспорта,

- возврат несоответствующей требованиям законодательства Российской Федерации копии энергетического паспорта обратно саморегулируемой организации, что, согласно Правилам, не препятствует повторному обращению саморегулируемой организации в Министерство после устранения обстоятельств, которые не позволили осуществить прием копии энергетического паспорта.

При этом установлена административная ответственность саморегулируемой организации и её должностных лиц за несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Вышеизложенные предложения направить в Комитет Государственной Думы РФ по энергетике.

Во избежание проблем, которые, по-нашему мнению, обязательно возникнут при применении указанных нормативных актов, необходимо дополнительно:

1) установить условие о действительности энергетического паспорта только после его утверждения (регистрации, внесения в специальный реестр) Министерством энергетики РФ или саморегулируемой организацией, для чего определить компетенцию Министерства энергетики или СРО по утверждению/проверке энергетического паспорта, требования к оформлению результата такой проверки;

2) установить обязанность лиц, оказывающих услуги по энергетическому обследованию, представлять копию энергетического паспорта в определенный срок с момента его составления в саморегулируемую организацию, а также привести его в соответствие с требованиями действующего законодательства в случае выявленного несоответствия указанным требованиям;

3) определить, является ли представление копии энергетического паспорта, возвращенной впоследствии саморегулируемой организации Министерством энергетики РФ по причине несоответствия указанной копии требованиям законодательства Российской Федерации, надлежащим представлением в целях применения норм об административной ответственности саморегулируемой организации.

Вышеизложенные предложения направить в Комитет Государственной Думы РФ по энергетике.

 

  1. Актуальные проблемы, связанные с подготовкой строительных кадров

 

Федеральный закон РФ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 240-ФЗ от 27 июля 2010 года, дополнил перечень минимальных требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для получения ими свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требованием о проведении аттестации работников юридического лица и индивидуального предпринимателя по результатам повышения их квалификации по соответствующим программам не реже одного раза в пять лет (статья 55.5).

Таким образом, статья 55.5. Градостроительного кодекса РФ устанавливает требование о проведении аттестации работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, после прохождения ими повышения квалификации, в качестве обязательного требования для получения свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом Градостроительный кодекс РФ не определяет порядка проведения такой аттестации.

Федеральный закон РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 (далее – «Федеральный закон «Об образовании») года под аттестацией понимает промежуточную и итоговую аттестацию. При этом обязательное проведение итоговой аттестации предусматривается в отношении обучения по образовательным программам основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональным образовательным программам (пункт 4 статьи 15).

 Пункт 2 статьи 26 Федерального закона РФ «Об образовании» относит программы по повышению квалификации к дополнительным образовательным программам в рамках дополнительного образования. При этом, данный нормативный правовой акт, имеющий явный приоритет в вопросах регулирования порядка получения соответствующего образования, не содержит норм, устанавливающих требование о проведении итоговой аттестации после окончания обучения по программам повышения квалификации. Тем самым, имеет место несоответствие норм Градостроительного кодекса РФ нормам Федерального закона «Об образовании» в части необходимости проведения итоговой аттестации после окончания обучения по программам повышения квалификации. Рассматриваемое несоответствие положений вышеуказанных нормативных правовых актов приводит к тому, что в законодательстве РФ отсутствует понятие итоговой аттестации применительно к дополнительному образованию, а также не установлен порядок ее прохождения и требования к лицам, прошедшим обучение по соответствующей программе повышения квалификации, для получения аттестата.

С целью устранения рассматриваемого пробела в законодательстве РФ представляется необходимым внести изменения в Федеральный закон «Об образовании» в части определения термина итоговой аттестации, проводимой по результатам обучения по программам дополнительного профессионального образования, а также установления порядка ее прохождения и требований к получению документа, выдаваемого образовательным учреждением по результатам прохождения аттестации. Представляется, что учитывая вышеуказанную норму Градостроительного кодекса РФ, нововведения в Закон должны быть, разработаны Министерством образования РФ совместно с Министерством регионального развития РФ, в связи с чем, логически обоснованным будет направление соответствующих запросов в указанные органы с целью постановки перед ними рассматриваемой проблемы.

Со своей стороны, считаем возможным предложить следующее понятие аттестации: «достижение и подтверждение лицом, прошедшим обучение по соответствующей дополнительной профессиональной образовательной программе, определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом, выдаваемым по результатам прохождения  итоговых аттестационных испытаний лицу, успешно завершившему в полном объеме освоение образовательной программы».

Вышеизложенные предложения направить в Комитет Государственной Думы РФ по образованию.